??В музее колледжа открыта новая экспозиция, посвящённая выдающемуся советскому конструктору, специалисту в области авиационных и ракетных двигателей Семёну Ариевичу Косбергу, который в годы Великой Отечественной войны, вместе со своим КБ, работал в нашем городе над созданием агрегата непосредственного впрыска.
?Когда пришла война Косберг С.А., был начальником исследовательского отдела по созданию системы непосредственного впрыска (ВП) топлива в головки цилиндров авиамоторов.
И в первом, тяжёлом для страны, военном 1941 году Москва начала эвакуировать свои предприятия на Урал и дальше. Горстка специалистов (около тридцати человек, в том числе и женщины) во главе с Косбергом были отправлены в наш город, город Бердск Новосибирской области. Там они должны были отработать этот агрегат и поставить в серийное производство для авиационного двигателя АШ-82ФН генерального конструктора А. Д. Швецова. Использование этих двигателей существенно улучшило полётные характеристики (скороподъёмность, манёвренность, скорость, дальность полёта), который гарантировал преимущество для советских воздушных истребителей по сравнению с лучшими немецкими машинами (Focke-Wulf-190 и Messerschmitt Bf.109).
Бесспорное преимущество системы, подтверждённое работой в полевых условиях, привело к её использованию в 1943—1944 годах на всех недавно созданных поршневых двигателях. Моторы АШ-82ФН с агрегатом НВ-ЗУ устанавливались во время Великой Отечественной войны на самолётах-истребителях Ла-5 и Ла-7 генерального конструктора С. А. Лавочкина, бомбардировщиках Ту-2 и торпедоносцах Ту-2Д генерального конструктора А. Н. Туполева, а после войны — на самолетах-истребителях Ла-9, Ла-11 С. А. Лавочкина, пассажирских самолётах Ил-12 и Ил-14 генерального конструктора С. В. Ильюшина.
После войны работа КБ продолжилась разработкой жидкостных ракетных двигателей — ЖРД.
Разработанный КБ Косбергом двигатель РД0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-3».
Использование третьей ступени позволяло увеличить массу космического корабля от 1400 до 4500 кг и достичь скорости, которая давала возможность полёта на Луну и вокруг Луны, чтобы сфотографировать её обратную сторону.
С бесспорно важным, личным вкладом Семёна Косберга, 12 апреля 1961 года в космос был запущен первый человек — советский космонавт Юрий Гагарин.

от third