ГЛАВА 3. Государственная система обеспечения безопасности населения

3.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 Чрезвычайная ситуация (ЧС)- это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью, наносит­ся ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Авария — это повреждение, влекущее за собой выход из строя машин и механизмов, систем обеспечения (например, энергоснабжения) зданий или коммуникаций.

На промышленных предприятиях аварии, как правило, сопровождаются пожарами, взрывами, затоплениями, обру­шениями, выбросами или разливами сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ).

Катастрофа — событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Различают следующие виды, катастроф (схема 2):

• Экологическая катастрофа — стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария, последствия которой приводят к чрезвычайно неблаго­приятным изменениям в среде обитания, к массовому поражению флоры и фауны, почвы и воздушной среды, природы в целом.

Схема 2. Виды катастроф   image6
  • Производственная или транспортная катастрофа — крупная авария, влекущая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.
  • Техногенная катастрофа — внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.

Стихийное бедствие — это опасные геофизические, геологические, гидрологические, атмосферные и другие природные процессы таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются:

  • по природе возникновения (природные, техногенные, экологические, антропогенные, социальные и комбини­рованные);
  • масштабам распространения (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, транс­граничные);
  • причине возникновения (преднамеренные и непредна­меренные, стихийные);
  • скорости развития (взрывные, внезапные, скоротеч­ные, плавные);
  • возможности предотвращения (неизбежные, или при­родные, предотвращаемые, или техногенные, социаль­ные);

ведомственной принадлежности (в промышленности, строительстве, на транспорте, в жилищно-коммунальной сфере, сельском, лесном хозяйстве и т.д.).

Чрезвычайные ситуации природного характера. К природным относятся чрезвычайные ситуации, связанные с проявлением стихийных явлений природы.

На территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более тридцати видов опасных природных пилений.

Сами по себе чрезвычайные ситуации природного характер» весьма разнообразны, поэтому, исходя из причин (условий) возникновения, их делят:

на геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов);

-геологические опасные явления (оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка, или провал, земной поверхности в результате карста, эрозии, пыльные бури);

— метеорологические и агрометеорологические опасные явления (бури (9 — 11 баллов), ураганы (12—15 баллов), смерчи, торнадо; шквалы, вертикальные вихри, крупный град, сильный дождь (ливень), сильный сне­гопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки);

— морские гидрологические опасные явления (тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение, шторм (более 5 баллов), сильное колебание уровня моря, ранний ледяной покров и припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый или труднопроходимый лед, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов);

  • гидрологические опасные явления (высокий уровень воды (наводнения), половодье, дождевые паводки, низ­кий уровень воды, заторы и зажоры[1], ветровые нагоны, ранний ледостав и появление льда на судоходных во­доемах);
  • гидрогеологические опасные явления (низкий уровень грунтовых вод, высокий уровень грунтовых вод);

природные пожары, (лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых);

на транспортные аварии или катастрофы (аварии то­варных поездов; аварии пассажирских поездов; аварии поездов метрополитена; аварии речных и морских гру­зовых судов; аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов; авиакатастрофы в аэропортах, на­селенных пунктах; авиакатастрофы вне аэропортов, на­селенных пунктов; аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные); аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах, в тоннелях; аварии на магистральных трубопроводах) (рис. 5, 6); пожары, взрывы, угроза взрывов (пожары (взрывы) на коммуникациях; пожары (взрывы) технологического оборудования промышленных объектов; пожары (взры­вы) на объектах добычи, переработки и хранения лег­ковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ; пожары (взрывы) в шахтах, на подземных и горных вы­работках, пожары (взрывы) на химически опасных объ­ектах; пожары (взрывы) на радиационно-опасных объ­ектах; пожары (взрывы) в метрополитене; пожары (взрывы) на транспорте; пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения, обнаружение неразорвавшихся боеприпа­сов; утрата взрывчатых веществ (боеприпасов); — аварии с выбросом или угрозой выброса химически опас­ных веществ (аварии с выбросом (угрозой выброса) хи­мически опасных веществ при их производстве, переработке или хранении (захоронении); аварии на транс­порте с выбросом (угрозой выброса) химически опасных

image7 Рис. 5. Авария самолета  
image8 Рис. 6. Авария на автотранспорте

веществ; образование и распространение химически опасных веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии; аварии с химическими боеприпасами, утрата источников химически опасных веществ);

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (аварии на атомных электростанциях, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ; аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предпри­ятиях ядерно-топливного цикла; аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установ­ками или грузом радиоактивных веществ на борту; ава­рии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ; аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки; утрата радио­активных источников) (рис. 7);

аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опас­ных веществ (аварии с выбросом (угрозой выброса) био­логически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях); аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологиче­ски опасных веществ; утрата биологически опасных ве­ществ);

внезапное обрушение зданий, сооружений (обрушение элементов транспортных коммуникаций; обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения) (рис. 8);

  • аварии на электроэнергетических системах (аварии на автономных электростанциях с долговременным пе­рерывом электроснабжения всех потребителей; аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговре­менным перерывом электроснабжения основных потре­бителей или обширных территорий; выход из строя транспортных электроконтактных сетей);

аварии на системах коммунального обеспечения (ава­рии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях в хо­лодное время года; аварии в системах

image9 Рис. 7. Авария на Чернобыльской атомной станции

исследовательских учреждениях (лабораториях); аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологиче­ски опасных веществ; утрата биологически опасных ве­ществ);

внезапное обрушение зданий, сооружений (обрушение элементов транспортных коммуникаций; обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения) (рис. 8);

  • аварии на электроэнергетических системах (аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей; аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговре­менным перерывом электроснабжения основных потре­бителей или обширных территорий; выход из строя транспортных электроконтактных сетей);

аварии на системах коммунального обеспечения (ава­рии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях в хо­лодное время года; аварии в системах снабжения населения питьевой водой; аварии на коммунальных газо­проводах);

image10 Рис. 8. Обрушение здания
  • аварии на очистных сооружениях (аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ);
  • гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек и других гидротехнических сооружений) (рис. 9).

Экологические чрезвычайные ситуации. Под экологи­ческими чрезвычайными ситуациями понимают значительные нарушения природной среды (например, разрушение озоново­го слоя, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.), несущие угрозу жизнедеятельности человека.

Антропогенные чрезвычайные ситуации. Антропо­генные чрезвычайные ситуации являются следствием оши­бочных действий людей.

image11 Рис. 9. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Социальные чрезвычайные ситуации. К социальным чрезвычайным ситуациям относят угрожающие жизни, здоровью и благополучию людей события, происходящие в обществе: войны, межнациональные конфликты, геноцид, терроризм, крупные ограбления и др.

Комбинированные чрезвычайные ситуации. Комбинированные чрезвычайные ситуации могут сочетать в себе признаки нескольких ЧС, различающихся по масштабам возникновения.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера по степени распространения дается в со­ответствующем постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304.

Локальные чрезвычайные ситуации. Зона локальных 1 КЗ не выходит за пределы территории объекта производствен­ного или социального назначения. Число пострадавших в ло­кальных ЧС не превышает 10 человек. Материальный ущерб при этом составляет не более 100 тысяч рублей.

Муниципальные чрезвычайные ситуации. Зона не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Чис­ло пострадавших составляет от 10 до 50 человек. Материаль­ный ущерб составляет не более пяти миллионов рублей. Дан­ная чрезвычайная ситуация может быть также отнесена к ЧС локального характера.

Меж муниципальные чрезвычайные ситуации. Зона межмуниципальных ЧС распространяется на территорию двух и более поселений, внутригородских районов крупных городов и на межселенную территорию. Число пострадавших и материальный ущерб оцениваются так же, как при ЧС муниципального характера.

Региональные чрезвычайные ситуации. Зона регио­нальных чрезвычайных ситуаций охватывает территорию одного субъекта РФ. В результате региональных ЧС увечья получают свыше 50, но не более 500 человек. Материальный ущерб составляет от 5 до 500 миллионов рублей.

Межрегиональные чрезвычайные ситуации. Зона межрегиональных чрезвычайных ситуаций затрагивает тер­риторию двух и более субъектов Федерации. Число постра­давших — от 50 до 500 человек. Материальный ущерб, как и при региональных ЧС.

Федеральные чрезвычайные ситуации. Зона феде­ральных ЧС может охватывать территорию всей страны. В ре­зультате федеральных ЧС непосредственно страдают свыше 500 человек. Материальный ущерб составляет свыше 500 мил­лионов рублей.

Существуют также трансграничные чрезвычайные си­туации. Поражающие факторы трансграничных ЧС выходят за пределы РФ, но частично затрагивают ее территорию.

Территории, в пределах которых в результате аварий, ка­тастроф, военных действий или стихийных бедствий произошли отрицательные изменения в окружающей среде, угрожаю­щие здоровью человека, состоянию экосистем, генетическому фонду растений и животных, решениями правительства объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «чрезвычайная ситуация».

2. Какими признаками характеризуется авария.

3. Дайте характеристику основных видов катастроф.

4.  Как классифицируются чрезвычайные ситуации?

5. Назовите основные виды чрезвычайных ситуаций природного характера.

6. Какие чрезвычайные ситуации называются техногенными?

7. Приведите известные вам примеры техногенных чрезвычай­ных ситуаций с загрязнением и без загрязнения окружающей среды.

8. Какие чрезвычайные ситуации относят к числу социальных? Можно ли взятие заложников отнести к социальным ЧС?

9. Назовите основные признаки локальных, муниципальных, меж­муниципальных, региональных, межрегиональных, федераль­ных и трансграничных чрезвычайных ситуаций.

10. Какие территории могут быть объявлены зонами чрезвычайной экологической ситуации?

3.2. Характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций.

Стихийные бедствия геологического характера. К стихийным бедствиям геологического характера в условиях нашей страны относятся землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы и снежные лавины.

Землетрясение — это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезап­ных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Последствия землетрясений многообразны и чрезвычайно опасны. Они влекут за собой повреждение и разрушение зда­ний, взрывы и пожары, выбросы вредных веществ, транс­портные аварии, выводят из строя системы жизнеобеспе­чения. В результате землетрясений гибнут десятки, а подчас и тысячи людей (рис. 10).

Основные причины несчастных случаев при землетрясе­нии: полное или частичное разрушение зданий, падение кирпичей, дымовых труб, карнизов, балконов, оконных рам и стекла; зависание и падение на проезжую часть и тротуары разорванных электропроводов; пожары, вызванные утечкой газа из поврежденных труб и замыканием линий электропе­редач; падение тяжелых предметов в квартире; неконтроли­руемые действия людей в результате паники.

Для снижения ущерба от землетрясений, уменьшения чис­ла травм и человеческих жертв жители сейсмоопасных рай­онов должны заблаговременно принять следующие меры:

  • составить план действий; договориться о месте сбора членов семьи после землетрясения; подготовить список необходимых номеров телефонов;
  • следить за исправным состоянием электропроводки, во­допроводных и газовых труб; знать, где и как отключать электричество, газ и воду в квартире, подъезде, доме;

—     подготовить самые необходимые вещи (предметы) на случай эвакуации и хранить их в месте, известном всем членам семьи (документы, радиоприемник на батарей­ках, запас консервов и питьевой воды на 3 — 5 суток, аптечка с двойным запасом перевязочных материалов и набором лекарств, электрический фонарь, ведро с песком, огнетушитель);

—     мебель в квартире разместить так, чтобы она не могла упасть на спальные места; загородить двери, шкафы, этажерки, стеллажи; полки прочно прикрепить к сте­нам, полу; надежно закрепить люстры и люминесцент­ные светильники;

—     не загромождать вещами вход в квартиру, коридоры и лестничные площадки;

—  хранить емкости с легковоспламеняющимися веществами и препаратами бытовой химии так, чтобы они не могли упасть и разбиться при колебании здания;

—   заранее определить наиболее безопасные места, где мож­но переждать толчки (проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные внутренними капитальными стенами, места у колонн и под балками каркаса, ванные комнаты).

При внезапном землетрясении главное — не поддаваться мимике и защититься от обломков, стекол, тяжелых предметов. От первых толчков (звенит посуда, падают предметы, осыпается побелка) до последующих, от которых начнет разрушаться здание, обычно есть 15— 20 секунд. В этот период и нужно выбрать разумный способ поведения: либо попытать­ся покинуть здание, либо занять относительно безопасное ме­сто внутри него.

С началом землетрясения надо погасить огонь. Нельзя пользоваться спичками, свечами и зажигалками во время или сразу после прекращения подземных толчков.

При следовании в автомобиле во время начавшегося земле­трясения рекомендуется, не выходя из машины, остановить­ся в таком месте, где не будут созданы помехи транспорту.

На предприятиях, в учреждениях и организациях должны Быть заблаговременно разработаны и приняты меры по за­щите производственного персонала. Коридоры, проходы, лест­ничные клетки и внутренние двери следует освободить от за­граждения лишними предметами. Массивные шкафы и стеллажи рекомендуется надежно прикрепить к стенам. Нельзя размещать тяжелые предметы на верхних полках. Каждый сотрудник должен знать расположение электрорубильников, пожарных и газовых кранов.

После землетрясения необходимо убедиться в отсутствии ранения, осмотреть окружающих людей и, если требуется, оказать им помощь, а также освободить пострадавших, по­павших в легко устранимые завалы. Запрещается сдвигать с места тяжелораненых, если только им не угрожает опасность (пожар, обрушение строения и т.д.). При входе в здание обя­зательным условием является проверка водопровода, газа, электричества.

Нельзя приближаться к явно поврежденным зданиям и входить в них. Надо быть готовым к повторным сильным толчкам. Такие толчки случаются через несколько суток, не­дель и даже месяцев.

Наиболее опасны первые несколько часов после землетря­сения. В связи с этим, по крайней мере в первые 2 — 3 часа, запрещается входить в здания без необходимой нужды.

Для получения информации об обстановке следует вклю­чить радиотрансляцию (радиоприемник), подчиняться ука­заниям местных властей и штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия.

Вулкан — это геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на поверхность извергаются расплавленные горные по­роды (лава), пепел, горячие газы, пары воды и обломки горной породы (рис. 11).

Опасность для человека представляют следующие явления, прямо или косвенно связанные с извержениями:

image13 Рис. 11. Вулкан Карымский (Камчатка)

— раскаленные лавовые потоки, скорость движения ко­торых достигает 100 километров в час; ширина лавовых потоков может достигать нескольких сотен метров;

-палящие лавины, состоят из глыб, породы, песка, пеп­ла и раскаленных до 700 °С вулканических газов; спу­скаются по склону вулкана со скоростью до 150 — 200 километров в час и проходят путь до 10 — 20 кило­метров;

-тучи пепла и газов-, выбрасываются в атмосферу на высоту 15 — 20 километров, а при мощных взрывах — до 50 ки­лометров; толщина слоя откладывающегося пепла вбли­зи вулкана может превышать 10 метров, а на расстоянии 100 — 200 километров от источника — достигать метра;

-взрывная волна и разброс обломков-, при взрывах вул­канов объем выбросов измеряется кубическими кило­метрами; при взрыве, направленном в сторону, ударная волна, температура которой достигает нескольких сотен градусов, разрушительна на расстоянии до 20 киломе­тров; разбрасываемые вулканические бомбы имеют диа­метр 5 — 7 метров и отлетают на расстояние до 25 кило­метров;

— водные и грязекаменные потоки движутся со скоростью до 90 —100 километров в час и проходят путь от 50 до 300 километров; покрывают площадь в сотни квадрат­ных километров;

-резкие колебания климата-, обусловливаются измене­нием теплофизических свойств атмосферы из-за ее за­грязнения вулканическими газами и аэрозолями; при крупнейших извержениях вулканические выбросы рас­пространяются в атмосфере над всей планетой.

Единственным способом спасения при извержении вулка­нов остается эвакуация населения.

При извержении вулкана запрещается оставаться вблизи язы­ков лавы. Голову и тело надо защитить от камней и пепла.

Значительный ущерб при извержениях наносит вулкани­ческий пепел. Поэтому в непосредственной близости от вулкана необходимо надевать маски. После извержения вулкана закрывают марлевой повязкой рот и нос, чтобы исключить ожоги. Рекомендуется постоянно убирать пепел с крыш (чтобы предотвратить обрушение), стряхивать его с деревьев. Обя­зательным условием являются закрытие резервуаров с питьевой водой и защита чувствительных приборов.

В этот период населению лучше оставаться в укрытиях, пока не наступит подходящий момент для эвакуации, которая во время самого извержения невозможна ввиду полного или частичного отсутствия видимости. Периодически нужно выходить из укрытий для оценки обстановки, а главное, по­вторим, чтобы убрать пепел с крыш.

Не пытайтесь ехать на автомобиле после выпадения пепла — это приведет к выходу машины из строя.

Поскольку извержению вулкана предшествует землетря­сение, следует соблюдать все правила поведения, соответству­ющие этому стихийному бедствию.

Самый надежный и безопасный способ уберечься от извержения вулкана — выбор места жительства в отдалении от действующих вулканов.

Оползень — это скользящее смещение (сползание) масс грунта и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей, озер и рек под влиянием силы тяжести.

Причинами оползня чаще всего являются подмыв склона, его переувлажнение обильными осадками, землетрясение или деятельность человека (взрывные работы и др.).

Объем грунта при оползне может достигать сотен тысяч кубических метров, а в отдельных случаях и более. Скорость смещения оползня колеблется от нескольких метров в год до нескольких метров в секунду.

Сель — бурный грязевой поток с включением обломков горных пород, внезапно возникающий в руслах горных рек и лощинах.

Сели появляются после длительных и обильных дождей, интенсивного таяния ледников или снега, прорыва плотин, а также после землетрясений и извержений вулканов. Ско­рость движения селей высока — до 10 метров в секунду и более, высота селевой волны может достигать 15 метров. Обычно сход происходит несколькими волнами, промежут­ки между которыми бывают как короткими — от несколь­ких минут, так и длинными — до нескольких часов. Грохот и рев движущегося селевого потока слышны на больших расстояниях.

Обвал (горный обвал) — это отрыв и падение больших масс горных пород, их дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах (рис. 12).

Обвалы природного происхождения наблюдаются не только в горах, но и на морских берегах, в обрывистых местах речных долин. Образованию обвалов способствуют геологи­ческое строение местности, наличие на склонах трещин и зон дробления горных пород. В настоящее время обвалы чаще всего (до 80%) вызываются антропогенным фактором. Они случаются в основном при неправильном проведении работ при строительстве и горных разработках.

Поражающими факторами оползней, селей и обвалов являются удары движущихся масс горных пород, а также за­маливание (заливание) этими массами ранее свободного про­странства. В результате происходит разрушение зданий и других сооружений, под толщами пород остаются населенные пункты, сельскохозяйственные и лесные угодья оказывают­ся засыпанными. Гибель людей и животных в результате укапанных стихийных бедствий неизбежна.

image14 Рис. 12. Горный обвал

Население, проживающее в оползне-, селе- и обвалоопасных зонах, должно знать очаги, возможные направления дви­жения и основные характеристики этих опасных явлений. Важно проводить мероприятия по укреплению домов и тер­ритории, участвовать в работах по возведению гидротехниче­ских и других защитных инженерных сооружений.

При угрозе оползня, селя или обвала организуется забла­говременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных и имущества в безопасные места.

В этом случае дома приводятся в состояние, способствую­щее ослаблению поражающих факторов, облегчающее впо­следствии возможные раскопки и восстановление. Для этого необходимо:

  • имущество со двора или балкона убрать в дом;
  • все наиболее ценное, что нельзя взять с собой, укрыть от воздействия грязи и влаги;
  • двери, окна, вентиляционные и другие отверстия плот­но закрыть;
  • электричество, газ, водопровод выключить; легковос­пламеняющиеся и ядовитые вещества удалить из дома и при возможности зарыть в отдаленных ямах или спря­тать в погребах.

В случае, когда люди оказываются на поверхности дви­жущегося оползневого участка, необходимо, покинув поме­щение, подняться по возможности вверх. Действуя по об­становке, при торможении оползня следует остерегаться скатывающихся с тыльной его части глыб и камней, облом­ков конструкций, земляного вала, осыпей. Фронтальная зона оползня при столкновении с неподвижной породой мо­жет быть смята и вздыблена, что частично придает движе­нию обратное направление. Если оползень двигался с высо­кой скоростью, возможен также сильный толчок, представляющий большую опасность для находящихся на его по­верхности людей.

После окончания оползня, селя или обвала людям, успевшим покинуть зону бедствия, следует убедиться в отсутствии повторной угрозы, раньше времени возвращаться в свои на­селенные пункты не стоит. Помня о том, что помощь извне в труднодоступные горные районы придет с опозданием, по возвращении нужно немедленно приступить к розыску и из­влечению пострадавших, оказанию им первой медицинской помощи, освобождению из блокады транспортных средств, локализации возможных вторичных отрицательных последствий. Важно также передать сообщение о случившемся.

Снежная лавина— это масса снега, падающая или со­скальзывающая с крутых склонов гор и движущаяся со скоростью 20 — 30 метров в секунду. Сход лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны, производящей наибольшие разрушения (рис. 13).

image15 Рис. 13. Сход снежной лавины

Причинами схода снежных лавин являются длительный снегопад, интенсивное таяние снега, землетрясение, взрывы н другие виды деятельности людей, вызывающие содрогание горных склонов либо колебания воздушной среды. Лавины способны разрушать здания и инженерные сооружения, за­сыпать дороги и горные тропы. Жители горных селений, люди, работающие и отдыхающие в горах, могут быть захвачены лавиной, рискуя получить при этом травмы и оказать­ся под толщей снега.

Основные правила поведения в районах схода лавин:

  • находясь в горах, следите за изменением погоды;
  • не выходите в горы в снегопад и непогоду;
  • до выхода в горы узнайте места возможного схода снеж­ных лавин в районе своего пути.

Избегайте мест возможного схода лавин. Чаще всего это склоны крутизной более 30°; если склон без кустарника и деревьев — более 20°. При крутизне более 45°лавины сходят практически при каждом снегопаде. Наиболее опасный пе­риод — весна и лето, с 10 часов утра до захода солнца.

После схода снежной лавины, если вы оказались вне ее зоны, сообщите любыми способами о происшедшем в адми­нистрацию ближайшего населенного пункта и немедленно приступайте к поиску и спасению пострадавших.

При попадании в лавину и самостоятельном освобожде­нии из-под снега определите, нет ли у вас ранений, и при необходимости окажите себе помощь. Затем доберитесь до ближайшего населенного пункта и расскажите о случившемся. Обратитесь в медпункт, даже если вы считаете, что здо­ровы. Сообщите своим родным и близким о своем местона­хождении.

Стихийные бедствия метеорологического характера. К стихийным бедствиям метеорологического характера относятся ураган, бури и смерчи.

Ураган — это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 километров в час, а в приземном слое — до 200 километров в час.

Ураганный ветер повреждает прочные и сносит легкие стро­ения, обрывает провода линий электропередачи и связи, опустошает поля, ломает и вырывает с корнями деревья. Людям, попавшим в зону урагана, поражения наносятся в результате их переброски по воздуху, ударов и придавливания летящими предметами и обрушивающимися конструкциями.

Проходя над океаном, ураган всегда формирует мощные облака, являющиеся источником катастрофических ливней, которые, в свою очередь, вызывают наводнения, селевые по­токи и оползни.

Буря —  длительный, очень сильный ветер со скоростью более 20 метров в секунду. Наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным вол­нением на море и разрушениями на суше.

Бури (штормы) вследствие того, что характерная для них скорость ветра значительно ниже, чем у ураганов, приводят гораздо меньшим разрушительным последствиям. Однако, роли они сопровождаются переносом песка (песчаные бури), и или (пыльные бури) или снега (снежные бури), сельскому хозяйству, транспорту и другим отраслям наносится значи­тельный ущерб. Возможна также гибель людей.

Сильные ветры при низких температурах способствуют возникновению таких опасных метеорологических явлений, как гололед, изморозь и наледь. В результате выходят из строя воздушные линии электропередачи и связи, контакт­ные сети электрифицированного транспорта, антенно-мачтовые и другие подобные сооружения. Гололед провоцирует аварии на автодорогах.

Смерч — атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой по­верхности земли, в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Существу­ет недолго, перемещаясь вместе с облаком (рис. 14).

Смерчи, соприкасаясь с поверхностью земли, наносят раз­рушения той же степени, что и сильные ураганные ветры, но на значительно меньших площадях. Они связаны с действи­ем стремительно вращающегося воздуха и резким подъемом воздушных масс вверх. Попав в эпицентр смерча, некоторые объекты ( автомобили, щитовые дома, крыши зданий, люди и животные) могут отрываться от земли и переноситься на сотни метров.

Для людей смерч особенно опасен. Его последствиями мо­гут быть не только травмы или контузии, но и смерть. За счет облечения в воздух большого числа мелких предметов наблюдаются  также массовые поражения, не связанные с угрозой жизни.

Основными признаками возникновения ураганов, бурь смерчей  являются усиление скорости ветра и резкое падение атмосферного давления; ливневые дожди и штормовой нагон поды; бурное выпадение снега и грунтовой пыли.

image16 Рис. 14. Смерч

Информация об угрозе, как правило, осуществляется за­благовременно. Она несет сведения об ожидающемся природ­ном явлении в конкретном районе, возможном характере его действия и поведении людей в складывающейся ситуации.

С получением сигнала население должно приступить к ра­ботам по повышению защитных свойств зданий, сооружений и других мест расположения людей, к предотвращению по­жаров и созданию необходимых запасов. С наветренной сто­роны зданий следует плотно закрыть окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия. Стекла окон и витрин оклеиваются, защищаются ставнями или щитами. Для урав­нивания внутреннего давления двери и окна с подветренной стороны зданий надо открыть. Рекомендуется позаботиться о подготовке электрических фонарей, свечей, создании запа­ши продуктов питания, питьевой воды и медикаментов.

Когда ураган или сильная буря приближаются, следует за­пять заранее подготовленные места в зданиях или иных укры­тиях, а в случае смерча — только в подземных сооружениях. 11пходясь в здании, разумно остерегаться ранений осколками иконного стекла. При сильных порывах ветра необходимо отойти от окон и занять место в нишах стен, дверных прое­мах или стать вплотную к стене, а также использовать для укрытия встроенные шкафы, прочную мебель и матрасы.

При вынужденном пребывании под открытым небом за­щититься от летящие обломков и осколков стекла можно листами фанеры, картонными и пластмассовыми ящиками, до- псами и другими подручными средствами.

Желательно как можно дальше отойти от строений и спря­таться в оврагах, ямах, рвах, канавах, кюветах дорог; при котором нужно лечь в них и плотно прижаться к земле. Такие действия значительно снижают число травм, наносимых ме­тательным действием ураганов и бурь.

Во время разгула стихии опасно находиться на мостах, трубопроводах, а также в местах, где есть запас ядовитых и легковоспламеняющихся веществ.

При сопровождении ураганов и бурь грозой следует избегать ситуаций, при которых возрастает вероятность поражения электрическими разрядами. Во время грозы нельзя укрываться под отдельно стоящими деревьями, столбами и мачта­ми, близко подходить к опорам линий электропередачи.

Во время снежных и пыльных бурь покидать помещение разрешается в исключительных случаях и только в составе группы. При этом в обязательном порядке родственникам или соседям сообщается маршрут движения и предположительное время возвращения. Допускается использование заранее под­готовленных автомобилей, способных двигаться при снежных заносах и гололедице, но передвигаться следует только по основным дорогам. В случае потери ориентации отходить от машины за пределы видимости запрещается. При невозмож­ности дальнейшего движения необходимо обозначить стоян­ку, укрыть двигатель со стороны радиатора, периодически прогревать его и разгребать снег (песок) вокруг машины.

При получении информации о приближении смерча или обнаружении его по внешним признакам рекомендуется по­кинуть какой бы то ни было вид транспорта и укрыться в ближайшем убежище. На открытом пространстве лучше все­го лечь на дно любого углубления. При выборе места защиты следует помнить, что смерчи часто сопровождаются выпаде­нием интенсивных ливневых осадков и крупного града. В та­ких случаях нужно принимать меры защиты от поражения этими гидрометеорологическими явлениями.

После прекращения урагана, бури или смерча соблюдайте меры предосторожности. Не подходите к оборванным прово­дам и не дотрагивайтесь до них. Опасайтесь поваленных де­ревьев, раскачивающихся ставень, вывесок, транспарантов. При возвращении освещайте дом электрическими фонарями, так как во время стихийного бедствия могла произойти утеч­ка газа, а пользование открытым огнем или случайная искра от короткого замыкания могут вызвать взрыв. Ваша зада­ча — сразу проветрить помещение и перекрыть газовый вен­тиль. Включать электрические приборы можно только после их просушки и проветривания.

Стихийные бедствия гидрологического характера. К стихийным бедствиям гидрологического характера отно­сятся наводнения, подтопления и цунами.

Наводнение— это затопление большого участка мест­ности водой в результате ливней, продолжительных дождей, бурного таяния снега, ветрового нагона воды на морское побережье и прочих причин, причиняющее материальный ущерб, наносящее урон здоровью людей или приводящее к их гибели (рис. 15).

Затопление— это покрытие местности, прилегающей к водоему, слоем воды, заливающей дворы, улицы на­селенного пункта и первые этажи зданий.

Подтопление — это проникновение воды в подвалы зда­ний через канализационную сеть (при сообщении кана­лизации с рекой), по разного рода канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод.

При наводнениях гибнут люди, сельскохозяйственные и дикие животные, попавшие в опасную зону, разрушаются или повреждаются здания, сооружения и коммуникации, утрачиваются другие материальные и культурные ценности, прерывается хозяйственная деятельность, гибнет урожай, смываются или затапливаются плодородные почвы, изменяется

image17 Рис. 15. Наводнение

ландшафт, осложняется санитарно-эпидемиологическая обстановка, нередко вспыхивают эпидемии.

Наводнения могут прогнозироваться, но могут возникать и везапно; продолжаются они от нескольких часов до 2 — 3 не­доль.

При получении информации о начале эвакуации в случае прогнозируемого наводнения следует быстро собраться и взять с собой:

  • пакет с документами и деньгами;
  • медицинскую аптечку;
  • трехдневный запас продуктов;
  • постельное белье и туалетные принадлежности;
  • комплект верхней одежды и обуви.

Всем эвакуируемым необходимо прибыть к установленно­му сроку на эвакуационный, пункт для регистрации и отправить в безопасный район.

При внезапном наводнении рекомендуется как можно бы­стрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде с помощью различных плавательных средств или пешим порядком по бродам. И такой обстановке нельзя поддаваться панике, терять само­обладание.

Необходимо принять меры, которые позволят спасателям своевременно обнаружить отрезанных водой людей. В светлое время суток это достигается вывешиванием белого или цветного полотнища, а в ночное — подачей световых сигна­лов. До прибытия помощи не следует покидать выступающие над поверхностью воды места.

После спада воды большую опасность представляют порван­ные и провисшие электрические провода. Перед входом в дом после наводнения следует убедиться, что его конструкции не подверглись явным разрушениям и не представляют опасно­сти. Затем дом нужно проветрить, открыв входные двери или окна. При осмотре внутренних комнат не рекомендуется применять спички или электросветильники из-за возможного присутствия газа в воздухе — для освещения следует использовать электрические фонари на батарейках.

Цунами- это опасное природное явление, представ­ляющее собой гигантские морские волны, возникающие главным образом в результате сдвига вверх или вниз протяженных участков морского дна при подводных и прибрежных землетрясениях (рис. 16).

image18 Рис. 16. Цунами

Сформировавшись в каком-либо месте, цунами распростра­няется с большой скоростью (до 1000 километров в час). Вы­сота волны в области возникновения относительно невели­ка — от 0,1 до 5 метров, но при достижении мелководья она резко увеличивается — до 50 метров. Огромные массы воды, выбрасываемые на берег, приводят к затоплению местности, разрушению зданий и сооружений, линий электропередачи и связи, дорог, мостов, причалов, а также к гибели людей и животных. Общую картину усугубляет воздушная ударная полна, действующая аналогично взрывной. Очень часто цунами — это серия волн, накатываемых на берег с интервалом н час и более.

Естественным сигналом, предупреждающим о возможно­сти появления цунами, считается землетрясение. Незадолго до цунами вода, как правило, отступает далеко от берега (ино­гда на несколько километров). Отлив может длиться от нескольких минут до получаса. Движение волны сопровождается громоподобными звуками. Часто перед волной проис­ходит подтопление побережья так называемым «водяным ковром». В северных районах возможно появление трещин в ледяном покрове у берегов. Признаком приближающегося стихийного бедствия может быть изменение обычного поведения животных, которые заранее чувствуют опасность и стремятся переместиться на возвышенные места.

При эвакуации необходимо взять с собой теплые — лучше непромокаемые — вещи, продукты питания, документы и деньги. Покидая дом, надо выключить электричество и газ.

В случае, если цунами застигнет врасплох, необходимо, не теряя самообладания, принять все меры самозащиты. Нахо­дясь в помещении, поднимитесь на верхние этажи, закройте все двери на запоры и перейдите в безопасное место (проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные капиталь­ными стенами, места у внутренних капитальных стен, колонн и под балками каркаса).

До цунами недопустимо спускаться к морю, чтобы посмо­треть на его обнажившееся дно. При появлении волны с низ­менных мест спасаться поздно. Если вы заметили цунами, находясь на улице, необходимо сразу же, предупреждая об угрозе окружающих, оказывая помощь больным, престарелым и детям, не заботясь об имуществе, направиться в сто­рону ближайших возвышенных мест и подняться не менее чем на 30 — 40 метров. Путь должен пролегать по склонам холмов или гор, а не по руслам ручьев и рек, впадающих в море, так как русла скорее всего послужат дорогой для водя­ного вала, несущегося со страшной скоростью. Если поблизости нет возвышенности, бегом удалитесь от берега на рас­стояние не менее 2 — 3 километров.

Встречая волну вне здания, лучше забраться на ствол креп­кого дерева, спрятаться за естественной скальной преградой или прочной бетонной стеной, зацепившись за них.

Оказавшись в волне, наберите в легкие воздух, сгруппи­руйтесь и закройте голову руками. Вынырнув на поверхность, постарайтесь сбросить намокшие одежду и обувь и приготовь­тесь к возвратному движению волны, воспользовавшись при необходимости плавающими или возвышающимися над во­дой предметами. Ваша главная задача — до появления сле­дующей волны перебраться в безопасное место.

Население, заблаговременно вышедшее или эвакуированное в безопасные места, должно оставаться там в течение 2 — 3 часов после первой волны, пока не утихнут все волны и не поступит сигнал о возвращении.

Перед входом в здание после цунами необходимо удостовериться в отсутствии угрозы обрушения из-за повреждений или подмыва, а также утечки газа и замыканий в электри­ческих цепях.

Природные пожары. Наибольшую опасность по масштабам разрушений представляют лесные и торфяные пожары.

Лесной пожар — это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории (рис. 17).

Основным виновником возникновения лесных пожаров яв­ляется человек — его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы и отдыха. Пожары, как правило, раз­гораются в местах сбора грибов и ягод — от брошенной горящей спички. Вносят свою лепту и охотники. Во время вы­стрела вылетевший из ружья пыж начинает тлеть, поджигая сухую траву.

Особые нарекания вызывают недисциплинированные ту­ристы. Часто можно видеть, насколько завален лес бутылка­ми и осколками стекла. В солнечную погоду осколки фоку­сируют солнечные лучи, действуя как линзы. Не полностью потушенный костер в лесу нередко служит причиной боль­ших бедствий, в том числе и гибели людей.

image19 Рис. 17. Лесной пожар

Еще одной из причин возгорания лесов служат грозовые разряды. Однако доля пожаров от молний составляет 10 % от общего числа случаев.

Лесные пожары могут вызвать возгорания зданий, деревянных мостов и столбов, линий электропередачи и связи, складов нефтепродуктов и других горючих материалов, а так­же поражения людей и животных.

Наиболее часто в лесных массивах возникают низовые пожары, выжигающие лесную подстилку, подрост и подлесок, травянисто-кустарничковый покров, валежник, корневища деревьев и т.п. В засушливый период при ветре представ­ляют опасность верховые пожары. Огонь в этом случае рас­пространяется по кронам деревьев, преимущественно хвой­ных пород. Скорость низового пожара от 0,1 до 3 метров в минуту, верхового — до 100 метров в минуту по направле­нию ветра.

Торфяные пожары — это пожары на торфяниках, в местах залежей торфа, горючего полезного ископаемого.

При горении торфа и корней растений существует угроза возникновения подземных пожаров, распространяющихся в разные стороны. Способность торфа самовозгораться и гореть без доступа воздуха даже под водой представляет большую опасность. Над горящими торфяниками возможно образова­ние столбчатых завихрений горячей золы и горящей торфя­ной пыли, которые при сильном ветре переносятся на боль­шие расстояния и вызывают новые загорания или ожоги у людей и животных.

О наступлении в лесу пожароопасного сезона население узнает из средств массовой информации. Важными мерами по предупреждению пожаров являются полное запрещение разведения костров, временное прекращение доступа в лес, а также приостановка работ на территориях лесохозяйственных участков, лесничеств и лесхозов.

В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

  • бросать горящие спички и окурки;
  • употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющих­ся или тлеющих материалов;
  • оставлять в лесу (кроме специально отведенных мест) промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал;
  • заправлять топливом баки работающих двигателей вну­треннего сгорания, выводить для работы технику с не­исправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, за­правляемых топливом;
  • оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутыл­ки или осколки стекла;
  • выжигать траву, а также стерню на полях;
  • разводить костры.

Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопас­ности, в зависимости от характера нарушений и их послед­ствий несут дисциплинарную, административную или уго­ловную ответственность.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите признаки и последствия землетрясений.
  2. Что необходимо предпринимать жителям сейсмоопасных рай­онов при угрозе землетрясений?
  3. Чем опасно для человека извержение вулкана?
  4. Каковы правила поведения в районах схода лавин?
  5. Назовите стихийные бедствия метеорологического характера.
  6. Каковы модели поведения при бурях и ураганах?
  7. Перечислите признаки приближения цунами. Какова модель поведения при чрезвычайных ситуациях гидро­логического характера?
  8. Назовите виды природных пожаров и правила поведения в лесу в пожароопасный сезон.

3.3. Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

В соответствии с Федеральным законом «О защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в ре- дикции федеральных законов от 28 октября 2002 г. № 129-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ, 18 декабря 2006 г. № 232-Ф3, 30 октября 2007 г. № 241-ФЗ функционирует единая Российская государственная си­стема предупреждения и ликвидации стихийных бед­ствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая рас­полагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихий­ных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основная цель создания РСЧС — объединение усилий цен­тральных и региональных органов представительной и испол­нительной власти, а также организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организация функционирования РСЧС определена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. «О еди­ной государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции от 7 ноября 2008 г.)

К основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от­носятся:

— разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, повышение устойчивости функционирования организаций и объек­тов социального назначения;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, а также сил и средств, предназначенных и выде­ляемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от последствий ЧС;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных си­туациях;
  • организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресур­сов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите на­селения, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непо­средственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Руководство системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).

Основными задачами МЧС России являются:

  1. Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной без­опасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России.
    1. Организация подготовки и утверждения в установлен­ном порядке проектов нормативных правовых актов в обла­сти гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопас­ности и безопасности людей на водных объектах.
    1. Осуществление управления в области гражданской обо­роны, защиты населения и территорий от чрезвычайных си­туаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельно­стью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций.
    1. Осуществление нормативного регулирования в целях пре­дупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций ц пожаров, а также осуществление спе­циальных, разрешительных, надзорных и контрольных функ­ций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России.
    1. Осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасно­сти людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том чис­ле за пределами Российской Федерации.

Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС. Такие центры функционируют в следующих городах: Москва, Санкт-Петер­бург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск.

Система РСЧС действует в трех режимах:

  1. режим повседневной деятельности — в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиаци­онной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке;
    1. режим повышенной готовности — при ухудшении об­становки и получении прогноза о возможности возникнове­ния чрезвычайных ситуаций, угрозе войны;
    1. чрезвычайный режим — при возникновении и ликви­дации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в слу­чае применения современных средств поражения.

Решение о введении соответствующих режимов в зависи­мости от масштабов чрезвычайных ситуаций принимает Пра­вительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются:

  • на силы и средства наблюдения и контроля;
  • силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

  • подразделения органов надзора (надзор за состоянием котлов, мостов, атомных электростанций (АЭС), газо­вых и электрических сетей и др.);
  • контрольно-инспекционную службу;
  • службы и учреждения ведомств, осуществляющих на­блюдение за состоянием природной среды, за потенци­ально опасными объектами;
  • ветеринарную службу;
  • сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
  • лабораторный контроль за качеством продуктов пита­ния и пищевого сырья;
  • службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, Министерства обороны, Министерства внутренних дел (МВД), невоенизированные формирования гражданской обо­роны, а также силы и средства, принадлежащие другим ми­нистерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России. Основу этих сил со­ставляют войска гражданской обороны, подразделения поис­ково-спасательной службы и формирования постоянной го­товности МЧС.

Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государ­ственный центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса.

Отряд призван оперативно реагировать на природные и тех­ногенные катастрофы, и не только на территории России, но и за ее пределами. При необходимости на базе Государствен­ного центрального аэромобильного спасательного отряда мож­но скомплектовать несколько групп спасателей, готовых одно­временно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Значительными силами быстрого реагирования на чрезвы­чайные ситуации располагают и другие министерства и ведом­ства. Например, в составе Российских железных дорог (РЖД) имеются восстановительные и пожарные поезда. Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обе­спечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности.

Законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей, а также за участие в рабо­тах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Граждане России имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в слу­чае возникновения чрезвычайной ситуации в любом ре­гионе, в любом населенном пункте;
  • при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов ис­полнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначен­ное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
  •  получать информацию о надвигающейся опасности, о рис­ке, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах без­опасности с учетом складывающейся обстановки;
  •  обращаться лично, а также направлять в государствен­ные органы и органы местного самоуправления индиви­дуальные и коллективные обращения по вопросам защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • участвовать в работах по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций.

Законом предоставляются права:

  • на возмещение ущерба, причиненного здоровью и иму­ществу граждан вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;
  • медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу  в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный здоровью граждан при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособно­сти в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, уста­новленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, по­гибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

Каждый россиянин обязан:

  • активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;
  • соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций;
  • выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений произ­водственной и технологической дисциплины, требова­ний экологической безопасности, которые могут приве­сти к экстремальным ситуациям;
  • изучать основные способы защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными сред­ствами защиты, постоянно совершенствовать свои зна­ния и практические навыки для действий в любых скла­дывающихся условиях;
  • знать сигналы оповещения о чрезвычайных ситуациях и порядок действия по ним;
  • четко выполнять правила поведения при угрозе и воз­никновении чрезвычайных ситуаций;
  • при первой возможности оказывать содействие в прове­дении спасательных и других неотложных работ.

Кроме того, на каждом объекте, исходя из специфики про­изводства, особенностей размещения и учета других факто­ров, должны быть разработаны свои правила поведения и по­рядок действий каждого члена коллектива и руководящего персонала на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и тех­нологических систем; перечень мер безопасности при прове­дении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; ин­струкции, касающиеся действий в зонах заражения вредны- iviи, ядовитыми и радиоактивными веществами; описание ме­роприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в ночное время и в непогоду. Требование закона — это то, что подлежит обязательному исполнению. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении  или недобросовестном выполнении законодатель­ства Российской Федерации в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В свою очередь, предприятия, организации, учреждения, учебные заведения и прочие юридические лица несут административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодатель­ством субъектов Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова основная цель создания единой Российской государ­ственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)?

2. Перечислите основные задачи РСЧС.

3. На какой орган возложено руководство всей системой РСЧС и какие задачи он решает?

4. Дайте характеристику режимов действия РСЧС.

5. Что относится к силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС?

6. Что относится к силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций?

7. Каковы права и обязанности граждан России в условиях чрез­вычайных ситуаций?

8. Какая ответственность устанавливается для должностных лиц и граждан, виновных в невыполнении законодательства Рос­сийской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?

3.4. Гражданская оборона

Гражданская оборона (ГО)- это система мероприятий по подготовке к защите и непосредственно защите на­селения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вслед­ствие этих действий, а также система обучения населе­ния и должностных лиц способам защиты от опасно­стей, возникающих при ведении военных действий.

Организация и ведение гражданской обороны являются составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства, они относятся к одним из главней­ших функций государства.

Решение задач гражданской обороны — важная обязан­ность органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их руководителей.

Правовые основы гражданской обороны определены Феде­ральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в редакции от 9 октября 2002 г. № 123-Ф3, 19 июня 2004 г. № 51-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и 19 июня 2007 г. № ЮЗ-ФЗ.

В соответствии с законом основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
  • оповещение населения об опасности;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;
  • проведение аварийно-спасательных работ;
  • борьба с пожарами;
  • санитарная помощь населению;
  • дезактивация техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вслед­ствие этих действий;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Рос­сийской Федерации с учетом особенностей регионов, рай­онов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно адми­нистративному делению России.

Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет правительство. В федеральных ор­ганах исполнительной власти руководство ГО возложено на их руководителей.

На местах руководство гражданской обороной входит в обязанности глав органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного самоуправления.

Начальники гражданской обороны всех степеней несут пер­сональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала объ­ектов экономики действиям в чрезвычайных ситуациях.

Для координации деятельности территориальных отделов и пределах нескольких субъектов РФ используются регио­нальные центры.

Силы гражданской обороны. Российской Федерации состо­ит из войск, гражданских организаций ГО, аварийно-спаса­тельных служб и формирований.

К войскам гражданской обороны РФ относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиацион­ной и химической разведки.

Гражданские организации гражданской обороны создают­ся в мирное время на базе предприятий, учреждений и орга­низаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

В Положении о гражданской обороне в Российской Феде­рации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804, излагается система мер по обуче­нию населения в области ГО. В числе важнейших называется создание, оснащение и всестороннее обеспечение профильных учебно-методических центров, курсов ГО и учебно-консультационных пунктов.

Правовую основу содержания и методики обучения насе­ления основам гражданской обороны составляет также по­становление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения на­селения в области гражданской обороны» (с изменениями от 15 августа 2006 г.). В число лиц, подлежащих обучению, вхо­дят учащиеся образовательных учреждений.

Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности будут рассмотрены ниже, в § 3.10.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные задачи гражданской обороны.

2. Охарактеризуйте территориальный и производственный прин­ципы организации гражданской обороны в нашей стране.

3. Кто осуществляет общее руководство гражданской обороной в нашей стране?

4. Что входит в состав сил гражданской обороны?

5. Для чего, по вашему мнению, создаются гражданские органи­зации и формирования гражданской обороны?

3.5. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Назначение мониторинга и прогнозирования — наблюде­ние, контроль и предвидение опасных явлений природы, про­цессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источ­ники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их раз­вития, определить масштабы, а также решить задачу преду­преждения и организовать ликвидацию последствий стихий­ных бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрез­вычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осущест­вляет общее руководство государственной системой экологи­ческого мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей при­родной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе чесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. про­исходящих на поверхности Земли или в верхней части зем­ной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.

Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирует обстановку в этой области.

Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнози­рование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическо­му и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопас­ности.

Основными задачами прогнозирования чрезвычайных си­туаций являются:

  • выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);
  • выявление возможных масштабов чрезвычайных ситу­аций и определение размеров зон бедствия;
  • выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определе­ние временных интервалов;
  • оценка требующихся сил и средств для ликвидации про­гнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Вопросы, связанные с содержанием информации, поряд­ком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующи­ми нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).

Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвы­чайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются варианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение намеченных задач обеспечивает впоследствии минимальные потери или вообще исключает потери.

Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

  1. заблаговременное выявление по прогнозу и оценка об­становки по возможным параметрам ЧС с учетом преоблада­ющих среднегодовых метеоусловий;
  2. выявление и оценка обстановки после ЧС;
  3. выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.

Полученные данные необходимы для уточнения ранее при­нятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение мониторинга и прогнозирования чрезвычай­ных ситуаций?

2. Укажите роль Министерства природных ресурсов России при проведении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

3. Какие органы осуществляют социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области?

4. Какими органами осуществляется мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз их аварийности?

5. Назовите основные задачи прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

6. Назовите этапы выявления и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.


от lysenkotv