О некоторых итогах Программы развития ГБПОУ НСО «Бердский электромеханический колледж» за период 2015-2017г.

О некоторых итогах Программы развития ГБПОУ НСО «Бердский электромеханический колледж» за период 2015-2017г.

(Из доклада директора колледжа Устиновой Р.К. на Совете колледжа, с участием представителей депутатского корпуса города Бердска)

Уважаемые участники Совета!

Я искренне благодарю вас за то, что приняли приглашение и нашли время посетить БЭМК. Перед таким почетным собранием позволю выступить с неким публичным отчетом и обозначу проблемы.
Учреждение наше государственное, бюджетное, подведомственное министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. 1 января нам исполнится 55 лет.

Бывший техникум, колледж и сейчас держит марку качественного преподавания и подготовки специалистов среднего звена.

К обучению в 2017 – 2018 учебном году приступило 667 человек в 31 группе (что на 18% больше, чем в 2016 году и на 39% больше, чем в 2015 году), в том числе:
- за счет бюджета НСО по очной форме обучения – 490 человек;
- за счет внебюджетных средств – 177 человек (из них 102 чел. – по очной форме обучения, 75 чел. – по заочной форме обучения).

План приема в 2017-2018 учебном году в соответствии с государственным заданием был выполнен на 100% и составил 150 человек.

Средний возраст обучающихся – 17,9 лет.

В соответствии с лицензией, колледж осуществляет образовательную деятельность по 9 основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования:

  • 15.02.08 Технология машиностроения
  • 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
  • 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)
  • 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
  • 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
  • 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
  • 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома
  • 15.01.27 Фрезеровщик-универсал
  • 15.01.30 Слесарь

Отношение фактической наполняемости учебного корпуса колледжа к его проектной вместимости в 2017 году увеличилось до 69,5% (2016г. -60,1%, 2015г. – 52,7%, 2014г. – 48%). Этот показатель растет за счет приема обучающихся по новым программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих не только за счет бюджетных средств, но и обучения на внебюджетной основе.

Численность обучающихся в расчете на 1 педагогического работника (включая мастеров производственного обучения) на 01.09.2017 составила г. 16,0 человек, что выше, чем в 2016 г. (15,3 чел.), чем в 2015 г. (14 чел.), чем в 2014г.(11,4 чел.).

Доля выпускников, получивших диплом со средним баллом от 4,5 до 5, в 2017 году составила 26,7% (в 2016 г. – 18,6%, в 2015 г. – 20,2%).

В 2017 году в ВУЗЫ поступили 7 студентов-выпускников (в 2016 г. – 9 чел., в 2015 г. – 6 чел.).

В 2016 году успешно проведена профессионально-общественная аккредитация по специальности «Технология машиностроения», а в 2017 году по двум специальностям:
- 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям),
- 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

В текущем учебном году планируется выпуск 100 обучающихся , в том числе 25-Технология машиностроения ; 23-Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям); 25 - Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям); 27 - Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

В рамках выполнения мероприятий по модернизации системы среднего профессионального образования в 2015-2017гг :

1.Приобретено оборудование, оснастка и инструменты в производственные мастерские на общую сумму 10 421 816 рублей, в т.ч.
Специальность 15.02.08 Технология машиностроения
сумма 7 368 166 рублей, в т.ч.
- станок универсальный фрезерный с УЦИ в кол-ве 3 шт.
- станок токарный универсальный с УЦИ в кол-ве 4 шт.
- станок токарно-винторезный с УЦИ в кол-ве 1 шт.
- станок обработки листа в кол-ве 1 шт.
- станок фрезерный мини с ЧПУ в кол-ве 3 шт.
- станок токарный мини с ЧПУ в кол-ве 3 шт.
- универсальный заточной станок в кол-ве 1шт.
- комплект оборудования LegoMindstorms в кол-ве 6 шт.
- ножницы рычажные, пресс ручной в кол-ве 3 шт.
- компьютерное оборудование с ПО в кол-ве 20 шт.
- мультимедийное оборудование в кол-ве 3 шт.
- комплект мерительного оборудования в кол-ве 4 ед.
- комплект режущего инструмента для токарных станков в кол-ве 10 ед.
Специальность 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники
сумма 335 720 рублей, в т.ч
- комплект регулировщика РЭУ в кол-ве 15 ед.
Специальность 23.02. 03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта сумма
2 717 930 рублей в т.ч.
- легковой автомобиль в кол-ве 1 шт.
- комплект слесарного оборудования в кол-ве 7 ед.
- инструмент для слесарно-сборочных операций 2-3 разряда в кол-ве 2 комплектов
- подъемник в кол-ве 1 шт.
- стенд сход-развал компьютерный в кол-ве 1 шт.

2. Приобретено и установлено оборудование для создания доступности маломобильных групп населения -
сумма 740 906,00 рублей (гусеничный подъемник, индукционная система, информационный терминал, мнемосхема и специальная мебель в учебные кабинеты).

ИТОГО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ – 11 162 722 рублей.

3. Проведены ремонтные работы на сумму 18 933 014,55 рублей, в т.ч.
- ремонт кровли 851 кв.м.
- ремонт крыльца и козырька главного входа -210,3 кв.м.
- ремонт конференц-зала – 75,3 кв.м.
- текущий ремонт в 27 учебных кабинетах
- ремонт учебно-производственных мастерских – 748 кв.м.
-замена оконных блоков и откосов в кол-ве 123 ед.(84 % всех имеющихся)
- ремонт актового зала – 357,8 кв.м
- ремонт санитарной комнаты, приспособленной для инвалидов – 102 кв.м.
- ремонт лестничных маршей и коридоров – 643,6 кв.м.
- ремонт спортивного зала – 395 кв.м.
- ремонт внутренних помещений (столовая - раздаточная) – 503,6 кв.м.

4. Проведены противопожарные мероприятия на сумму
1 098 757,52 рублей

5. Выполнены ремонтные работы по восстановлению шумоизоляции и
вентиляции на сумму
609 933,07 рублей.

6. Проведены работы по капитальному ремонту кровли
(резервный фонд) 4 954 кв. м на сумму 9724610 000 рублей.
ИТОГО: РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ -30 366 315,14 рублей

Идет запланированное софинансирование со стороны работодателей по развитию материально-технической базы колледжа ( АО «БЭМЗ» производит ежегодно текущий и капитальный ремонт станков в УПМ,) затраты на ремонт составили свыше 800 тыс. руб.

С 2015/16 учебного года АО «БЭМЗ» выплачивает 10 именных стипендий студентам колледжа на сумму свыше 100 тысяч рублей (Председатель Совета директоров Осин В.К.), МУП БАТП – 2 именные стипендии студентам колледжа (директор Бороздина Елена Викторовна.). В 2017 г. ОАО «ГАЗПРОМ» в рамках проекта поддержки талантливой молодежи учредил 40 именных стипендий победителям конкурсов профмастерства, в том числе участникам в олимпиадном движении Worldskills на сумму свыше 100 тысяч рублей и выделил разовую финансовую поддержку программы развития на сумму 100 тысяч рублей.

В 2017г. реализуются 35 соглашений по сотрудничеству с предприятиями города Бердска и Новосибирской области. Соглашение предусматривает , в основном, организацию и проведение производственной практики студентов и, как подписывает работодатель, при наличии средств, оказание спонсорской поддержки и трудоустройство выпускников.

В 2017 году социальные партнеры в рамках соглашения по сотрудничеству оказали помощь в укреплении и развитии материально-технической базы, предоставили расходные материалы и ценные призы для проведения конкурсов профессионального мастерства : Это АО «БЭМЗ», ООО «Сибирская лифтовая кампания» ; МУП БАТП.

Условия для получения качественного профессионального образования есть в колледже, программа развития разработана на 5 лет, но ежегодно утверждается на текущий год.

Основная проблема в течение всех лет и на сегодняшний день – это трудоустройство выпускников.

В ГБПОУ НСО «Бердский электромеханический колледж» для организации работы по трудоустройству выпускников 18.01.2016 была создана Служба содействия трудоустройства выпускников (далее по тексту ССТВ).

Основной целью деятельности ССТВ является создание, обеспечение и реализация механизмов содействия трудоустройству выпускников колледжа:
- непосредственная деятельность по трудоустройству выпускников колледжа (организация стажировок и практик, обеспечение временной занятости, трудоустройство по окончании колледжа при наличии свободных рабочих мест);
- обеспечение информационной, психологической, юридической поддержки выпускникам в процессе профессионального становления;
- содействие в получении дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки.

Задачи ССТВ:
- взаимодействие с другими организациями, органами власти, общественными организациями;
- работа с обучающимися колледжа в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда посредством профориентации, информирования о тенденциях спроса на рабочих и специалистов;
- презентация предприятий и организации работодателей города и области;
- осуществление сотрудничества с работодателями города (проведение дней карьеры, ярмарок вакансий, презентаций специальностей, постоянные контакты с работодателями, продвижение на рынок труда выпускников и специальностей);
- ведение информационной и рекламной деятельности, направленной на реализацию задач ССТВ;
- организация и проведение производственных практик на предприятиях;

ССТВ работает согласно разработанному плану, в который входят следующие мероприятия:
- заключение договоров с предприятиями и учреждениями:
на прохождение производственной, учебной, преддипломной практики студентами колледжа.
- в выпускных группах читается дисциплина «Выпускник в условиях рынка» (адаптация на рынке труда, эффективный поиск работы, правильность заполнения резюме, портфолио, подготовка к собеседованию)
- разработка и рассылка информационных писем организациям и предприятиям НСО о выпускаемых специалистах, сроках проведения производственной практики
- участие работодателей в разработке программ учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с ФГОС
- анкетирование выпускников (планируемое место трудоустройства)
- разработка на сайте колледжа страницы ССТВ (ресурс содержит рекомендации по составлению резюме, рекомендации выпускникам по трудоустройству, ссылки на сайты по поиску работы, вакансии ЦЗН г. Бердска)
- разработка методических материалов по вопросам содействия трудоустройству выпускников. Трансляция на официальном сайте колледжа
- размещение и обновление информации, фотоотчеты о планируемых и прошедших мероприятиях
- участие в ярмарках профессий НСО
- экскурсии на предприятия
- проведение круглого стола с психологом и выпускниками по вопросу подготовки к собеседованию
- встреча с представителями ЦЗН
- разработка и рассылка писем, мониторинг наличия предложений работодателей о свободных рабочих местах по направлениям профессиональной подготовки выпускников, размещение данной информации на информационном стенде и сайте колледжа.
- организация и проведение круглых столов с участием студентов и работодателей (с ветеранами педагогического труда)
- привлечение представителей предприятий в проведении конкурсов проф. мастерства, квалификационной аттестации, проведению государственной итоговой аттестации в качестве жюри, экспертов, членов аттестационной комиссии
- сбор и обобщение информации о приеме на работу, призыва в ВС РФ, поступления в ВУЗ выпускников

За время существования службы выявлены основные проблемы взаимодействия с работодателями по вопросу содействия трудоустройства выпускников:
- нежелание работодателей принимать на работу молодых специалистов без опыта работы
- в различных организациях к одним и тем же выпускникам предъявляются разные требования к первичному опыту рабочей профессии по специальности
- невысокая оплата труда молодых специалистов
-излишняя амбициозность выпускников, так как выпускники не всегда соотносят свои потребности и недостаточные практические навыки с реальными зарплатами в различных отраслях экономики

  • Удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения в общей их численности в 2016г. составил 80,4%., что соответствует ожидаемому результату. (2015 – 80%, 2014г – 80%). Видна некоторая положительная динамика.
  • Из 97 выпускников 9 продолжили обучение в ВУЗах (9,2 %), 7 служат в Вооруженных Силах РФ (7,2 %), 78 человек были трудоустроены (80,4 %).
  • Из числа трудоустроенных по полученной специальности работают 63 выпускника (64,9 %) и 37 (38,1 %) человек по месту прохождения производственной практики.
  • Распределение баз прохождения производственных практик в 2016 году вы видите на слайде

• Из представленной информации видно, что базы практик разделились на три части (сегмента, блика):
- первая представлена крупным социальным партнером на базе, разных подразделений, которого ежегодно проходят производственную и преддипломную практику 38% выпускников.
- вторую занимают более мелкие организации которые постоянно принимают для прохождения практики от 2 % до 4 % студентов.
- третью занимаю организации на базе которых производственную и преддипломную практику проходят не белее 1 человека.

Ежегодно колледж организовывает прохождение производственной и преддипломной практики больше чем с 50-тью организациями г. Бердска и НСО.

По данным диаграммы можно увидеть, что 13% выпускников были трудоустроены в различные подразделений ОАО «БЭМЗ», 12 организаций приняли на постоянное место работы по два выпускника, остальное количество высококвалифицированных специалистов были трудоустроены по одному более чем в 40 организаций города и НСО.

На примере 2016- 2017 учебного года можно отметить, что инициативу по привлечению студентов на работу в рамках производственной практики и предоставления колледжу информации о вакансиях и прогнозах потребности специалистов среднего звена проявили только ОАО «БЭМЗ», ООО «Кристалл», НОЦ «Ортос»,Филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова». В остальных случаях, инициаторами заключения договоров о прохождении производственной практики и трудоустройства выпускников выступают преподаватели и мастера производственного обучения колледжа.

Следует отметить, что важно не только трудоустроить выпускника, желательно по месту проведения практики, но в течение двух лет держать на контроле судьбу каждого .

Тревогу вызывает тот факт, что 9 выпускников, трудоустроившихся в течение одного года после выпуска, обратились в городской центр занятости населения, что вообще недопустимо. Есть случаи и сокращения с предприятий наших молодых специалистов, молодых рабочих в течение этих двух лет.

Вопрос трудоустройства молодых рабочих, специалистов обсуждается с руководителем центра занятости населения по городу Бердску Еленой Борисовной Дмитриевой.

По вопросу востребованности наших молодых кадров обращались к Главе города Бердска Евгению Анатольевичу Шестернину и были услышаны: вопрос рассмотрен на Совете директоров. Мы надеемся, что и дальнейшее решение вопроса будет рассматриваться с нашим участием, директоров учреждений СПО.

Цель работы по вопросам трудоустройства выпускников – это «создание системы эффективного взаимодействия с работодателями, направленной на установление долговременного взаимовыгодного партнерства». Мне кажется, что данную цель можно осуществить с помощью следующих мероприятий:
- разработка единого плана взаимодействия колледжа с работодателями, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников;
- формирование механизмов активного участия работодателей во взаимодействии с колледжем по корректировке и оценке программ подготовки специалистов среднего звена;
- расширение количества предприятий и организаций, участвующих в образовательной деятельности, от которого во многом зависит повышение качества образования, подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда;
- работодатель при прохождении производственной и преддипломной практик должен гарантировать оформление срочного трудового договора и запись в трудовую книжку. На практиканта в период прохождения практик должны распространяться все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;
- общий период прохождения производственной и преддипломной практик за весь период обучения составляет примерно три месяца. Этот период можно считать трудовым стажем;
- учебная практика должна быть приближена к условиям реального производства, на которой студент выполняет не только учебные практические задания, но и производит продукцию (вид услуги) по заказу работодателя.

Колледж активно сотрудничает с такими Высшими учебными заведениями как Томский политехнический университет (в этом году туда поступили 3 выпускника колледжа), Новосибирским государственным техническим университетом (4 выпускника поступили), Новосибирским государственным аграрным университетом (2 выпускника).

Хочу отметить, что по нашей инициативе в администрации города была создана территориальная комиссия по вопросам трудоустройства выпускников колледжей, находящихся на территории города Бердска.
Н

адеемся на новый подход в современных экономических условиях. Может быть, вопрос кадровой подготовки рассмотреть и на сессии городского Совета депутатов?

Я не останавливаюсь сегодня на профориентации: здесь находим общий язык и с управлением образования, и ОДМ , и со школами. В этом году мы получили небольшое финансирование в рамках политехнической школы и уже начали работу со школами микрорайона и СОШ № 4, заключив с ними соглашения.

Думаю, план совместной работы будет составлен и с ОДМ по организации учебы студенческих советов и проведению городских конкурсов профмастерства.

Но востребованность выпускников колледжей, временное трудоустройство, создание студенческих отрядов – это наше общее дело, требующее и финансирования, и централизованной информации, даже прогноза лет на пять вперед.

Какие специальности сегодня нужны на рынке труда? Мы готовы выполнять заказ города, как откликнулись на предложение Главы города Евгения Анатольевича Шестернина на подготовку специалистов по управлению многоквартирными домами. Времени было мало до нового учебного года, торопились получить лицензию, не прошли на государственный заказ, то есть бюджетное финансирование. Объявили прием на внебюджет. Сейчас обучается 13 студентов ( наполняемость группы -25).

Приглашаем еще раз руководителей управляющих кампаний города обратить внимание на своих сотрудников, кто не имеет профессионального образования. Уважаемые участники Совета.

Еще раз благодарю вас за участие и прошу присоединиться к обсуждению таких важных проблем сегодняшнего дня: заказ города ( прогноз ) и трудоустройство молодежи.